ПРОГРАММА
КЛУБА «ТУРИСТ»
автор:
учитель физической культуры
Седых Н.Н.
Утверждено:
Директор школы
__________ Гребенникова Е.С.
Каширское 2007
СОДЕРЖАНИЕ
КАРТА ПРОГРАММЫ КЛУБ «Турист»
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ…………………………………………..4
2. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………..5
З.ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ (Этапы реализации)….6
4. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ И ИХ КОЛИЧЕСТВО…………………………………....8
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………..9
ПОЧАСОВАЯ РАЗБИВКА УЧЕБНОГО КУРСА……………………………………10
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «КРАЕВЕД» (1-й год обучения)………………………………………………11
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ
«КРАЕВЕД» (2-й год обучения)………………………………………………14
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«КРАЕВЕД» (3-й год обучения)………………………………………………16
МИНИМУМ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБЪЕДИНЕНИЙ «КРАЕВЕД» ПОСЛЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ……………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………27
КАРТА ПРОГРАММЫ КЛУБ «Турист»
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель - помочь учащимся глубже познать свой край, его природу, культуру, историю, понимать его специфику и принять активное участие в созидательной работе по его преобразованию, воспитанию патриотизма и формирование активной жизненной позиции школьников.
Задачи:
- Пропаганда и развитие массового школьного туризма, как средства воспитания моральных и физических качеств подростков, чувства коллективизма и общественной активности, а так же: повышение технического мастерства учащихся, укрепление здоровья;
- воспитание у школьников любви к родному краю, гордости за его прошло, стремление участвовать в созидательной деятельности ради будущего;
-развитие познавательного интереса школьников к изучению культуры и быта народов, населяющих Черноземье
- Формирование условий для гражданского становления духовно -нравственного, всестороннего развития личности;
- Воспитание школьников на традициях русского народа, углубление и расширение знаний учащихся по истории родного края, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщение школьников к поисково-исследовательской деятельности;
- Координация работы с различными общественными, научными и государственными учреждениями в организации работы клуба.
2. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
На территории Каширского района находится 22 школы, из 10 школ среднего (полного) общего образования, 10 школ основного общего образования, 2 начальных школы, в которых обучается 3547 человек. На базе учреждений культуры и ЦДТ действует 144 формирований для детей, в которых обучается 2369 детей.
На базе образовательных учреждений действует -15 туристских кружков - в них занимается 300 человек. Наиболее активными при проведении туристских соревнований являются: Каширская СОШ и Краснологская СОШ, которая принимает участие не только в районных туристских соревнованиях, но и в областных туристических соревнованиях, Каширская СОШ - (занявшая 3 место среди команд на учительском турслете).
З.ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ (Этапы реализации)
В 2006 году в области была объявлена программа туристско-краеведческого движения школьников «Край родной». В движение включились общеобразовательные учреждения области, туристско-краеведческие кружки, клубы, объединения и. т. д.
Наиболее активное участие в областном движении приняли школьники Аннинского, Бобровского, Кантемировского, Каширского, Лискинского, Павловского и др. районов области
- на первом этапе существования объединения следующая работа:
При Каширской СОШ образован клуб «Турист».
В течении летних каникул проведено 8 одно - трехдневных походов, в них приняло участие 120 человек, проведено 23 местных экскурсии, в которых приняло участие 540 человек и 4 дальние экскурсии, в которых приняло участие -97 человек, проведен семинар с общественным туристическим активом - 25 человек. В турпоходах по Краснодарскому краю приняло участие 24 человека (1 категория сложности).
Участники клуба «Турист» - имеют свой девиз:
«Ты живи, чтоб след оставить, но не живи, чтоб наследить»
Законы жизни в «Туристе»:
- В «Туристе» - демократия, но во время похода - слово руководителя - закон!
2. Жить всегда в союзе с природой!
3. Дружба и взаимопомощь во всем!
- В походе нет слов «Не хочу» и техника безопасности для всех обязательна
- На спиртное, сигареты - табу!
Работа основывается на организации туристско-краеведческих поисков, экскурсий по следующим направлениям:
1. «Отчий край»
- историческое прошлое села;
- встречи с ветеранами войны и труда
- сбор материала для школьного музея с времен Великой Отечественной войны.
2. «Турист - этнограф»
- изучение промыслов и ремесел Воронежской области, пропаганда русских обрядовых праздников. Туристический поход по маршруту с. Каширское - г. Воронеж: - г. Новохоперск.
Цель: знакомство с центрами Воронежского ткачества
Маршрут: с. Каширское - с. Костенки
Цель - знакомство с археологическими памятниками
верхнепалеонтологической культуры
3. «Край православный»
- изучение истории христианства. Изучение памятников христианской
культуры Воронежского края (история монастырей, храмов, святых мест)
4. «Основы туристского мастерства»
- организация и проведение районных соревнований по туризму и спортивному ориентированию;
-участие в областных мероприятиях по туризму, туристических слетах
5. «малые реки Черноземья»
Походы на байдарках по реке Битюг
6. Участие в осенне-весенней туриаде школьников по Краснодарскому краю.
4. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ И ИХ КОЛИЧЕСТВО
Руководитель клуба «Турист» - Седых Наталья Николаевна – учитель физкультуры Каширской СОШ.
Участники клуба «Турист» являются учащиеся Каширской СОШ, в составе 20 +/ руководитель. Проведение туристических походов, экскурсий, соревнований рассчитано не только на клуб «Турист», но и на участников туристических кружков района - 300 человек.
Членом клуба «Турист» может стать любой учащийся школы, коллектив, класс занимающийся туризмом...
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Конкретные дела, проводимые клубом, должны способствовать формированию патриотических чувств и активной жизненной позиции членов клуба, подростков и молодежи, привлекаемых к работе. Участие в работе клуба поможет ребятам стать достойными гражданами России, знающими и любящими свою история, познать и улучшить окружающий мир.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской, экспедиционной работе.
Ребята продолжат сбор материала для школьного музея времен Великой Отечественной войны.
Планируется, также, продолжить сбор этнографического материала
для оформления районного краеведческого музея;
В 2007 году клуб «Турист» продолжит проведение экскурсий по родному
краю.
Планируется продолжить проведение турпоходов по Краснодарскому краю I категории сложности (за 10 дней – 130 км и 5 вершин) и II категории сложности (за 10 дней – 170 км и 7 вершин), что способствует укреплению здоровья, общей физической подготовленности, воспитанию силы воли, выносливости.
ПОЧАСОВАЯ РАЗБИВКА УЧЕБНОГО КУРСА
№ П/П | Разделы программы | Часовая нагрузка по годам обучения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Основы туристской подготовки Туристская подготовка | 66 | 50 | 37 | 34 |
2 | Топография и ориентирование | 20 | 18 | 14 | 12 |
3 | Краеведение | 19 | 16 | 12 | 11 |
4 | Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности | 7 | 7 | 11 | 7 |
5 | Общая и специальная физическая подготовка | 32 | 32 | 31 | 30 |
6 | Судейская подготовка | - | 21 | 31 | 33 |
7 | Факультативные занятия | - | - | 8 | 17 |
| Итого: | 144 | 144 | 144 | 144 |
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«КРАЕВЕД»
(1-й год обучения)
№ П/П | Тема | Количество часов |
| | всего | в том числе |
| | | лекции | практические занятия |
1. | Основы туристической подготовки | | |
1.1. | Туристские путешествия, история развития туризма | 2 | 2 | - |
1.2. | Личное и групповое туристское | 4 | 1 | 3 |
1.3. | Организация туристского быта. Привалы и ночлеги | 11 | 1 | 10 |
1.4. | Подготовка к походу, путешествию | 8 | 1 | 7 |
1.5. | Питание в туристическом походе. Туристские должности в группе | 6 | 1 | 5 |
1.6. | Правила движения в походе, преодоление препятствий | 8 | 1 | 7 |
1.7. | Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий | 4 | 1 | 3 |
1.8. | Туристские слеты и соревнования | 24 | 1 | 23 |
| 66 | 8 | 58 |
2. | Топография и ориентирование | | | |
2.1. | Понятие о топографической и спортивной карте | 2 | 1 | 1 |
2.2. | Ориентирование по горизонту, азимут | 3 | 1 | 2 |
2.3. | Компас. Работа с компасом | 3 | 1 | 2 |
2.4. | Измерение расстояний | 1 | 1 | 1 |
2.5. | Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки | 5 | 1 | 4 |
| 14 | 4 | 10 |
3. | Краеведение | | | |
3.1. | Родной край, его природные особенности, история | 7 | 1 | 6 |
3.2. | Туристические возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи | 6 | 1 | 5 |
| 13 | 2 | 34 |
4. | Основы гигиены первая доврачебная помощь | | | |
4.1. | Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний | 2 | 1 | 1 |
4.2. | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего | 7 | 1 | 6 |
| 9 | 2 | 7 |
| Итого за период обучения: | 144 | 4 | 140 |
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ
«КРАЕВЕД»
(2-й год обучения)
№ П/П | Тема | Количество часов |
всего | в том числе |
| лекции | практические занятия |
1. | Основы туристской подготовки | | |
1.1 | Туристские путешествия, история развития туризма | 1 | | - |
1.2. | Личное и групповое туристское снаряжение | 3 | | 2 |
1.3. | Организация туристского быта, привалы и ночлеги | 5 | | 4 |
1.4. | Подготовка к походу, путешествию | 7 | | 6 |
1.5. | Питание в туристском походе. Туристские должности в группе | 6 | | 5 |
1.6. | Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях | 7 | | 6 |
1.7. | Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе | 10 | 2 | 8 |
1.8. | Действие группы в аварийных ситуациях | 5 | 1 | 4 |
1.9. | Подведение итогов туристского путешествия | 6 | 1 | 5 |
2. Топография и ориентирование | | | |
2.1. | Топографическая и спортивная карта | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Компас, работа с компасом | 3 | 1 | 2 |
2.3. | Измерения расстояний | 2 | 1 | 1 |
2.4. | Способы ориентирования | 6 | 1 | 5 |
2.5. | Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки | 7 | 1 | 6 |
2.6. | Соревнования по ориентированию | 10 | 1 | 9 |
| | 30 | 6 | 24 |
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«КРАЕВЕД»
(3-й год обучения)
№ П/П | Тема | Количество часов |
всего | в том числе |
| лекции | практические занятия |
1. | Туристская подготовка (в избранном виде туризма) | | |
1.1. | Личное и групповое туристское снаряжение | 4 | 1 | 3 |
1.2. | Организация туристского быта, привалы и ночлеги | 8 | 1 | 7 |
1.3. | Подготовка к походу, путешествию | 3 | 1 | 2 |
1.4. | Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе | 8 | 1 | 7 |
1.5. | Подведение итогов туристского путешествия | 4 | - | 4 |
1.6. | Особенности других вдов туризма | 6 | 1 | 5 |
| | 33 | 5 | 28 |
2. | Топография и ориентирование | | | |
2.1. | Топографическая и спортивная карта | 3 | 1 | 2 |
2.2. | Соревнования по ориентированию | 9 | 1 | 8 |
| | 12 | 2 | 10 |
3. | Краеведение | | | |
3.1. | Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи | 8 | 1 | 7 |
3.2. | Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры | 5 | 1 | 4 |
| | 13 | 2 | 11 |
№ П/П | Тема | Количество часов |
всего | в том числе |
| лекции | практические занятия |
4. | Обеспечение безопасности | | |
4.1. | Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний | 2 | 1 | 1 |
4.2. | Техника безопасности при проведении туристских мероприятий | 3 | 1 | 2 |
4.3. | Основные приемы по оказанию первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего | 5 | 1 | 4 |
| | 10 | 3 | 7 |
5. | Общая и специальная физическая подготовка | | | |
5.1. | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм | 2 | 1 | 1 |
5.2. | Общая физическая подготовка | 13 | - | 13 |
5.3 | Специальная физическая подготовка | 15 | - | 15 |
| | 30 | 1 | 29 |
6. | Начальная судейская подготовка | | | |
6.1. | Организация и судейство вида «Контрольный туристский маршрут» | 10 | 2 | 8 |
6.2. | Организация и судейство вида «Туристская техника» | 10 | 2 | 8 |
6.3. | Организация и судейство вида «Туристские навыки» | 10 | 2 | 8 |
6.4. | Организация и судейство конкурсов и незачетных видов | 10 | 2 | 8 |
| | 40 | 8 | 32 |
№ П/П | Тема | Количество часов |
всего | в том числе |
| лекции | практические занятия |
3. | Краеведение | | |
3.1. | Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи | 7 | 1 | 6 |
3.2. | Изучение района путешествия | 10 | - | 10 |
3.3. | Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры | 5 | 1 | 4 |
| | 22 | 2 | 20 |
4. | Основы гигиены, первая доврачебная помощь | | | |
4.1. | Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений | 3 | 1 | 2 |
4.3. | Основные приемы по оказанию первой доврачебной помощи | 3 | 1 | 2 |
4.4. | Приемы транспортировки пострадавшего | 3 | 1 | 2 |
| 11 | 4 | 7 |
5. | Общая и специальная физическая подготовка | | | |
5.1. | Общая физическая подготовка | 13 | - | 13 |
5.2. | Специальная физическая подготовка | 10 | - | 10 |
| | 23 | 2 | 23 |
6. | Начальная судейская подготовка | | | |
6.1. | Организация и проведение туристских слетов и соревнований | 8 | 1 | 7 |
| | 8 | 1 | 7 |
| Итого за период обучения: | 144 | 23 | 121 |
7. | Факультативные занятия | | | |
| Фотодело, самодельная песня, обучение игре на гитаре, изготовления снаряжения, ОБЖ и т. д. | 6 | По усмотрению руководства |
| | | | |
| | | | |
| Итого за период обучения: | 144 | | |
МИНИМУМ
ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБЪЕДИНЕНИЙ «КРАЕВЕД»
ПОСЛЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№П/П | Название разделов и тем | знания | Умения и навыки |
1. Основы туристской подготовки |
1.1. | Туристские путешествия, история развития туризма | Основные сведения по истории развития туризма в Росси. Виды туризма. Основные задачи и содержание туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество» | |
1.2. | Личное и групповое туристское снаряжение | Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Перечень личного и группового снаряжения для походов выходного дня | Составление перечня личного и группового снаряжения для похода выходного дня с учетом погодных условий. Укладка рюкзака. Подгонка снаряжения. Уход за снаряжением |
| | | | | |
№П/П | Название разделов и тем | знания | Умения и навыки |
1. Основы туристской подготовки |
1.4. | Подготовка к походу, путешествию | Порядок подготовки к походу. Основные источники сведений о районе похода | Составление плана подготовки похода. Изучение района похода. Составление плана - графика движения. Подготовка снаряжения. |
1.5. | Питание в туристском походе | Основные требования к продуктам, используемым в походе. Правила хранения продуктов в походе. Принцип составления меню и списка продуктов | Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление на костре каши и супа из концентратов. |
1.6. | Туристские должности в группе | Перечень должностей членов туристской группы и основные их обязанности | Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения и подведения итогов похода |
1.7. | Правила движения в походе, преодоление препятствий | Основные правила движения группы на маршруте. Общие характеристики естественных препятствий и правила их преодоления | Соблюдение правил
|
|