ПРОГРАММА 

 

 

КЛУБА «ТУРИСТ»

 

автор:

учитель физической культуры

Седых Н.Н.

 

 

Утверждено:

Директор школы

__________ Гребенникова Е.С.

 

 

Каширское 2007

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

КАРТА ПРОГРАММЫ КЛУБ «Турист»

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ…………………………………………..4

2. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………..5

З.ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ (Этапы реализации)….6

4. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ И  ИХ  КОЛИЧЕСТВО…………………………………....8

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………..9

 

ПОЧАСОВАЯ РАЗБИВКА УЧЕБНОГО КУРСА……………………………………10

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «КРАЕВЕД» (1-й год обучения)………………………………………………11

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ

«КРАЕВЕД» (2-й год обучения)………………………………………………14

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«КРАЕВЕД» (3-й год обучения)………………………………………………16

 

МИНИМУМ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБЪЕДИНЕНИЙ «КРАЕВЕД» ПОСЛЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ……………………….20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРТА ПРОГРАММЫ КЛУБ «Турист»

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель - помочь учащимся глубже познать свой край, его природу, культуру, историю, понимать его специфику и принять активное участие в созидательной работе по его преобразованию, воспитанию патриотизма и формирование активной жизненной позиции школьников.     

Задачи:

-  Пропаганда и развитие массового школьного туризма, как средства воспитания моральных и физических качеств подростков, чувства коллективизма и общественной активности, а так же: повышение технического мастерства учащихся, укрепление здоровья;

-  воспитание у школьников любви к родному краю, гордости за его прошло, стремление участвовать в созидательной деятельности ради будущего;

-развитие познавательного интереса школьников к изучению культуры и быта народов, населяющих Черноземье

-  Формирование условий для гражданского становления духовно -нравственного, всестороннего развития личности;

-  Воспитание школьников на традициях русского народа, углубление и расширение знаний учащихся по истории родного края, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщение школьников к поисково-исследовательской деятельности;

-  Координация работы с различными общественными, научными и государственными учреждениями в организации работы клуба.

 

 

 

 

2. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

На территории Каширского района находится 22 школы, из 10 школ среднего (полного) общего образования, 10 школ основного общего образования, 2 начальных школы, в которых обучается 3547 человек. На базе учреждений культуры и ЦДТ действует 144 формирований для детей, в которых обучается 2369 детей.

На базе образовательных учреждений действует -15 туристских кружков - в них занимается 300 человек. Наиболее активными при проведении туристских соревнований являются: Каширская СОШ и Краснологская СОШ, которая принимает участие не только в районных туристских соревнованиях, но и в областных туристических соревнованиях, Каширская СОШ - (занявшая 3 место среди команд на учительском турслете).

 

 

 

 

 

 

 

З.ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ (Этапы реализации)

В 2006 году в области была объявлена программа туристско-краеведческого движения школьников «Край родной». В движение включились общеобразовательные учреждения области, туристско-краеведческие кружки, клубы, объединения и. т. д.

Наиболее активное участие в областном движении приняли школьники Аннинского, Бобровского, Кантемировского, Каширского, Лискинского, Павловского и др. районов области

- на первом этапе существования объединения следующая работа:

При Каширской СОШ образован клуб «Турист».

В течении летних каникул проведено 8 одно - трехдневных походов, в них приняло участие 120 человек, проведено 23 местных экскурсии, в которых приняло участие 540 человек и 4 дальние экскурсии, в которых приняло участие -97 человек, проведен семинар с общественным туристическим активом - 25 человек. В турпоходах по Краснодарскому краю приняло участие 24 человека (1 категория сложности).

Участники клуба «Турист» - имеют свой девиз:

«Ты живи, чтоб след оставить, но не живи, чтоб наследить»

Законы жизни в «Туристе»:

  1. В «Туристе» - демократия, но во время похода - слово руководителя - закон!

2.  Жить всегда в союзе с природой!

3.  Дружба и взаимопомощь во всем!

  1. В походе нет слов «Не хочу» и техника безопасности для всех обязательна
  2. На спиртное, сигареты - табу!

Работа основывается на организации туристско-краеведческих поисков, экскурсий по следующим направлениям:

1. «Отчий край»

-  историческое прошлое села;

-  встречи с ветеранами войны и труда

-  сбор материала для школьного музея с времен Великой Отечественной войны.

2.  «Турист - этнограф»

- изучение промыслов и ремесел Воронежской области, пропаганда русских обрядовых праздников. Туристический поход по маршруту с. Каширское - г. Воронеж: - г. Новохоперск.

Цель: знакомство с центрами Воронежского ткачества

Маршрут: с. Каширское - с. Костенки

Цель - знакомство с археологическими памятниками

верхнепалеонтологической культуры

3.  «Край православный»

- изучение истории христианства. Изучение памятников христианской
культуры Воронежского края (история монастырей, храмов, святых мест)

4.  «Основы туристского мастерства»

- организация и проведение районных соревнований по туризму и спортивному ориентированию;

-участие в областных мероприятиях по туризму, туристических слетах

5.  «малые реки Черноземья»
Походы на байдарках по реке Битюг

6. Участие в осенне-весенней туриаде школьников по Краснодарскому краю.

 

4. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ И  ИХ  КОЛИЧЕСТВО

Руководитель клуба «Турист» - Седых Наталья Николаевна – учитель физкультуры Каширской СОШ.

Участники клуба «Турист» являются учащиеся Каширской СОШ, в составе 20 +/ руководитель. Проведение туристических походов, экскурсий, соревнований рассчитано не только на клуб «Турист», но и на участников туристических кружков района - 300 человек.

Членом клуба «Турист» может стать любой учащийся школы, коллектив, класс занимающийся туризмом...

 

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Конкретные дела, проводимые клубом, должны способствовать формированию патриотических чувств и активной жизненной позиции членов клуба, подростков и молодежи, привлекаемых к работе. Участие в работе клуба поможет ребятам стать достойными гражданами России, знающими и любящими свою история, познать и улучшить окружающий мир.

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской, экспедиционной работе.

Ребята продолжат сбор материала для школьного музея времен Великой Отечественной войны.

Планируется, также, продолжить сбор этнографического материала

для оформления районного краеведческого музея;

В 2007 году клуб «Турист» продолжит проведение экскурсий по родному

краю.

 

         Планируется продолжить проведение турпоходов по Краснодарскому краю I категории сложности (за 10 дней – 130 км и 5 вершин) и II категории сложности (за 10 дней – 170 км и 7 вершин), что способствует укреплению здоровья, общей физической подготовленности, воспитанию силы воли, выносливости.

 

ПОЧАСОВАЯ РАЗБИВКА УЧЕБНОГО КУРСА

 

 

 

№ П/П

Разделы программы

Часовая нагрузка по годам обучения

1

2

3

4

1

Основы туристской подготовки Туристская подготовка

66

50

37

34

2

Топография и ориентирование

20

18

14

12

3

Краеведение

19

16

12

11

4

Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности

7

7

11

7

5

Общая и специальная физическая подготовка

32

32

31

30

6

Судейская подготовка

-

21

31

33

7

Факультативные занятия

-

-

8

17

 

Итого:

144

144

144

144

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«КРАЕВЕД»

(1-й год обучения)

№ П/П

Тема

Количество часов

 

 

 

 

всего

в том числе

 

 

 

 

 

лекции

практические занятия

1.

Основы туристической подготовки

 

 

1.1.

Туристские путешествия, история развития туризма

2

2

-

1.2.

Личное и групповое туристское

4

1

3

1.3.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

11

1

10

1.4.

Подготовка к походу, путешествию

8

1

7

1.5.

Питание в туристическом походе. Туристские должности в группе

6

1

5

1.6.

Правила движения в походе, преодоление препятствий

8

1

7

1.7.

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

4

1

3

1.8.

Туристские слеты и соревнования

24

1

23

 

66

8

58

2.

Топография и ориентирование

 

 

 

2.1.

Понятие о топографической и спортивной карте

2

1

1

2.2.

Ориентирование по горизонту, азимут

3

1

2

2.3.

Компас. Работа с компасом

3

1

2

2.4.

Измерение расстояний

1

1

1

2.5.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

5

1

4

 

14

4

10

3.

Краеведение

 

 

 

3.1.

Родной край, его природные особенности, история

7

1

6

3.2.

Туристические возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

6

1

5

 

13

2

34

 

 

4.

Основы гигиены первая доврачебная помощь

 

 

 

4.1.

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

2

1

1

4.2.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего

7

1

6

 

9

2

7

 

Итого за период обучения:

144

4

140

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ

«КРАЕВЕД»

(2-й год обучения)

 

 

 

 

№ П/П

Тема

Количество часов

всего

в том числе

 

лекции

практические занятия

1.

Основы туристской подготовки

 

 

1.1

Туристские путешествия, история развития туризма

1

 

-

1.2.

Личное и групповое туристское снаряжение

3

 

2

1.3.

Организация туристского быта, привалы и ночлеги

5

 

4

1.4.

Подготовка к походу, путешествию

7

 

6

1.5.

Питание в туристском походе. Туристские должности в группе

6

 

5

1.6.

Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях

7

 

6

1.7.

Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе

10

2

8

1.8.

Действие группы в аварийных ситуациях

5

1

4

1.9.

Подведение итогов туристского путешествия

6

1

5

2. Топография и ориентирование

 

 

 

2.1.

Топографическая и спортивная карта

2

1

1

2.2

Компас, работа с компасом

3

1

2

2.3.

Измерения расстояний

2

1

1

2.4.

Способы ориентирования

6

1

5

2.5.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

7

1

6

2.6.

Соревнования по ориентированию

10

1

9

 

 

30

6

24

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«КРАЕВЕД»

(3-й год обучения)

 

 

 

 

№ П/П

Тема

Количество часов

всего

в том числе

 

лекции

практические занятия

1.

Туристская подготовка (в избранном виде туризма)

 

 

1.1.

Личное и групповое туристское снаряжение

4

1

3

1.2.

Организация туристского быта, привалы и ночлеги

8

1

7

1.3.

Подготовка к походу, путешествию

3

1

2

1.4.

Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе

8

1

7

1.5.

Подведение итогов туристского путешествия

4

-

4

1.6.

Особенности других вдов туризма

6

1

5

 

 

33

5

28

2.

Топография и ориентирование

 

 

 

2.1.

Топографическая и спортивная карта

3

1

2

2.2.

Соревнования по ориентированию

9

1

8

 

 

12

2

10

3.

Краеведение

 

 

 

3.1.

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

8

1

7

3.2.

Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры

5

1

4

 

 

13

2

11

 

 

 

 

 

№ П/П

Тема

Количество часов

всего

в том числе

 

лекции

практические занятия

4.

Обеспечение безопасности

 

 

4.1.

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

2

1

1

4.2.

Техника безопасности при проведении туристских мероприятий

3

1

2

4.3.

Основные приемы по оказанию первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего

5

1

4

 

 

10

3

7

5.

Общая и специальная физическая подготовка

 

 

 

5.1.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм

2

1

1

5.2.

Общая физическая подготовка

13

-

13

5.3

Специальная физическая подготовка

15

-

15

 

 

30

1

29

6.

Начальная судейская подготовка

 

 

 

6.1.

Организация и судейство вида

«Контрольный туристский

маршрут»

10

2

8

6.2.

Организация и судейство вида «Туристская техника»

10

2

8

6.3.

Организация и судейство вида «Туристские навыки»

10

2

8

6.4.

Организация и судейство конкурсов и незачетных видов

10

2

8

 

 

40

8

32

 

 

 

 

 

№ П/П

Тема

Количество часов

всего

в том числе

 

лекции

практические занятия

3.

Краеведение

 

 

3.1.

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

7

1

6

3.2.

Изучение района путешествия

10

-

10

3.3.

Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры

5

1

4

 

 

22

2

20

4.

Основы гигиены, первая доврачебная помощь

 

 

 

4.1.

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

2

1

1

4.2

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

3

1

2

4.3.

Основные приемы по оказанию первой доврачебной помощи

3

1

2

4.4.

Приемы транспортировки пострадавшего

3

1

2

 

11

4

7

5.

Общая и специальная физическая подготовка

 

 

 

5.1.

Общая физическая подготовка

13

-

13

5.2.

Специальная физическая подготовка

10

-

10

 

 

23

2

23

6.

Начальная судейская подготовка

 

 

 

6.1.

Организация и проведение туристских слетов и соревнований

8

1

7

 

 

8

1

7

 

Итого за период обучения:

144

23

121

 

7.

Факультативные занятия

 

 

 

 

Фотодело, самодельная песня, обучение игре на гитаре, изготовления снаряжения, ОБЖ и т. д.

6

По усмотрению руководства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого за период обучения:

144

 

 

 

МИНИМУМ

ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБЪЕДИНЕНИЙ «КРАЕВЕД»

ПОСЛЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

№П/П

Название разделов и тем

знания

Умения и навыки

1. Основы туристской подготовки

1.1.

Туристские путешествия, история развития туризма

Основные сведения по истории развития туризма в Росси. Виды туризма. Основные задачи и содержание туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество»

 

1.2.

Личное и групповое туристское снаряжение

Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Перечень личного и группового снаряжения для походов выходного дня

Составление перечня личного и группового снаряжения для похода выходного дня с учетом погодных условий. Укладка рюкзака. Подгонка

снаряжения. Уход за снаряжением

           

 

№П/П

Название разделов и тем

знания

Умения и навыки

1. Основы туристской подготовки

1.4.

Подготовка к

походу,

путешествию

Порядок подготовки к походу. Основные источники сведений о районе похода

Составление плана подготовки похода. Изучение района похода. Составление плана - графика движения. Подготовка снаряжения.

1.5.

Питание в

туристском

походе

Основные требования к продуктам, используемым в походе. Правила хранения продуктов в походе. Принцип составления меню и списка продуктов

Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление на костре каши и супа из концентратов.

1.6.

Туристские должности в группе

Перечень должностей членов туристской группы и основные их обязанности

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения и подведения итогов похода

1.7.

Правила движения в походе, преодоление препятствий

Основные правила движения группы на маршруте. Общие характеристики естественных препятствий и правила их преодоления

Соблюдение правил

Каширская СОШ

Кашира 2010